Школы Компьютерные курсы Проекты

ОРТ в Санкт-Петербурге

     

Юрий Яковлев. Мир комедии

Временами у меня возникает ощущение, что в рассказе о творчестве Юрия Яковлева появляются совершенно разные герои, которые, как в спектакле, сменяют друг друге. И, прекрасно понимая, что такова специфика актерской профессии, неслучайно о талантливых актерах говорят: «человек с тысячью лиц», — не могу не отметить, что разноликость персонажей, созданных этим артистом, на редкость поразительна. Мы только что говорили о творческой деятельности, необычной для артиста, где проявились глубокие и обширные литературные знания Юрия Васильевича, тонкий художественный вкус, его любознательность и жажда открытий, говорили о его мягкости, деликатности его актерской манеры исполнения произведений Чехова. Только что...

Но вот мы уже в другом мире — в шумном, взрывчатом. Его краски сочны и контрастны. Здесь властвует эксцентрика. Мы в мире комедии. И оказывается, что и в этих алогичных, часто парадоксальных условиях, существование Яковлева-артиста вполне уместно, он здесь «свой человек» и остается естественным и а таких чрезвычайных обстоятельствах, как появление царя а современной Москве (комедия «Иван Васильевич меняет профессию») или же переселение молодого ученого Поражаева в первобытное общество («Человек ниоткуда»).

И если взять только эту комедийную линию творчества Яковлева и проследить его путь от Киселя из спектакля «Много шума из ничего» до неудачного жениха Ипполита из современной картины «Ирония судьбы, или С легким паром!», то нам раскроется интереснейший комический актер. Успех в комедии, как, может быть, ни в одном другом жанре, часто приносит счастливо найденная «маска», повторение типажа, характера, понравившегося зрителям. Яковлев же в комедии очень разнообразен: то лихой и атлетически ловкий, то неуклюжий, заплетающийся в собственных ногах, то обольстительный красавец, то тупой тяжелый растяпа.

Уже упоминалось о том, что первый успех молодого артиста был связан с комедийными ролями: Турио, Заморский Королевич... Но последующие работы, а особенно князь Мышкин, резко изменили представления о природе дарования артиста, критики писали о лирическом герое Яковлева, о его драматическом таланте. И хотя комедийные роли постоянно присутствовали в его репертуаре (достаточно вспомнить «Принцессу Турандот»), наиболее значительные успехи Яковлева были связаны с ролями другого толка. Должны были пройти годы, чтобы вновь громко заговорили о незаурядном комедийном даре этого исполнителя. Однако вернемся к истокам.

Первым кинорежиссером, поверившим в его комический талант, был молодой в ту пору Эльдар Рязанов. После шумного успеха музыкальной комедии «Карнавальная ночь» он обратился к эксцентрической «ненаучной» (определение самого Рязанова) фантастической комедии «Человек ниоткуда», повествующей о внезапном появлении в нашем современном суетном мире первобытного «снежного» человека (в этой роли дебютировал С. Юрский). Яковлев играл скромного талантливого, подверженного буйным фантазиям молодого ученого Поражаева, вдруг нашедшего первобытного человека и доставившего его в Москву. В фильме были смешные сюжетные коллизии, шли поиски эксцентрического художественно-изобразительного решения. И все же в картине отсутствовали комедийная легкость, живость и ясность изложения, которые были так привлекательны в режиссерском дебюте Рязанова. По сравнению с его другими фильмами, этот имел скромную экранную судьбу.

Для самого же Яковлева эта встреча стала знаменательной и имела важное продолжение. Через три года Эльдар Рязанов приступил к новой работе, на этот раз он снимал героическую музыкальную комедию — «Гусарская баллада». В отличие от «Человека ниоткуда», она имела грандиозный успех. И сегодня, через двадцать с лишним лет, она не потеряла своего озорного обаяния, она поэтична и смешна и потому так часто повторяется на наших телеэкранах.

Скромного неприспособленного к жизни юношу из первой работы у Рязанова сменил здесь лихой гусар, храбрец и забияка, поручик Ржевский.

Пьеса А. Гладкова «Давным-давно», положенная в основу сценария «Гусарской баллады», сочетала в себе легкость и непритязательность классического водевиля (переодевания, любовная интрига, куплеты и счастливый конец) со значительным по смыслу повествованием о трагическом периоде отечественной истории — нашествии наполеоновских войск на Россию. Все действия и поступки героев были мотивированы не житейскими обстоятельствами (как это свойственно водевилю), но патриотическими побуждениями. Таким образом на экране рождался жанр героической музыкальной комедии. Автор доказал, что о самых драматичных, серьезных событиях можно рассказать задорно, с улыбкой. Эти интонации были подхвачены и развиты в фильме. И хотя сценарий его потребовал больших переделок драматической основы (вспомним хотя бы, что продолжительность сценического действия составляла пять с половиной часов, а ведь фильм требовал ввода новых батальных сцен), молодые кинематографисты во главе с Эльдаром Рязановым успешно справились с поставленными задачами. В результате экраны увидели редкую в нашем кино гостью — героическую музыкальную комедию.

Жанр диктовал свои условия, от актеров требовались особые специфические средства выразительности. Вихревой ритм, озорство, ирония и задор, элегантность чисто русской национальной манеры, к которым стремились создатели фильма, могли и должны были проявиться прежде всего через актеров, в самих исполнителях. В этом фильме даже в небольших ролях снялись замечательные актеры — И. Ильинский, Н. Крючков, Т. Шмыга. Но основная эмоциональная нагрузка легла на плечи главных героев — девицы-гусара Шурочки Азаровой и поручика Ржевского.

Поначалу судьба фильма складывалась не лучшим образом. Неожиданно для авторов он вызвал негативную реакцию некоторых руководящих лиц: их возмутил и жанр картины (ведь она была юбилейной, приуроченной к 150-летию Бородина), а паче всего то, что роль Кутузова исполнял Игорь Ильинский. Судьба фильма висела на волоске. И лишь благодаря счастливой случайности он избежал участи попасть «на полку» и вышел на экраны в задуманные сроки — в сентябре 1962 года.

Прокатная судьба его почти фантастична: в течение года его посмотрели 48 миллионов кинозрителей. И хотя будет некоторым преувеличением утверждать, что образ поручика Ржевского — самая большая творческая победа Яковлева, по степени зрительской популярности этот лихой красавец-гусар занимает одно из первых мест в послужном списке артиста.

Творческая дружба с Рязановым продолжилась в фильме «Берегись автомобиля», где Юрий Васильевич читает дикторский текст, полный юмора, изящной иронии. Мягкие модуляции яковлевского голоса, интеллигентная, чуть ироничная манера чтения, свойственная артисту, придали этой ленте еще большую легкость и привлекательность.

Новый шквал зрительских эмоций обрушился на голову артиста также в связи с работой у Рязанова — это была комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!», где он сыграл теперь уже очень знакомого всем Ипполита. Роль сравнительно небольшая по масштабам — внимание авторов отдано главным героям Наде и Жене — стала, как говорят порою в кино, «пулевой». Почти десять лет прошло со дня выхода картины, но до сих пор, как рассказывает сам артист, его окликают на улицах, в метро, магазинах: «Привет, Ипполит!»

Яковлев играет Ипполита без грима, он совсем «как в жизни». И вместе с тем люди, хорошо знакомые с Юрием Васильевичем, сразу замечают, как далеко ушел он от себя, исключив здесь одно из самых приметных свойств собственного характера, а именно: юмор, самоиронию.

Яковлев обладает тонким чувством юмора, легкий в общении собеседник, он охотно поддерживает любой разговор, в общении же с друзьями, хорошо знакомыми людьми он поистине неистощим на шутки, выдумки, розыгрыши. На отдыхе он душа компании, заводила всех игр, об этом рассказывают те, кому довелось отдыхать вместе с Яковлевым в его любимом Доме творчества в Щелыкове. Он шутит по-доброму, необидно, направляя главный заряд иронии в собственный адрес. Потому характер Ипполита мог бы служить противоположностью характера самого артиста.

Пожалуй, полнее всего склонность к иронии, самоиронии проявилась в давней работе — в фильме-сказке «Король-Олень», где всерьез и понарошку говорилось об очень важных вещах, где персонажи могли сами рассказать о себе, где деревянные палки с лошадиными головами сходили за настоящих коней, на которых охотился злой герой Яковлева. Правда и вымысел, фантазия и реальность составляли мир этой грустной и веселой сказки.

Комедия Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», снятая по пьесе М. Булгакова, дает наглядный пример эксцентрической комедии, где все признаки жанра налицо. Яковлев здесь играет две роли — управдома Буншу и царя Ивана Грозного.

Так можно ли усомниться в том, что Юрий Яковлев — комедийный актер? Нет. Конечно, нет. Миллионы зрителей знают и помнят его по этим ролям. Но перевернем страницу творческой биографии, и перед нами предстанет талантливый, также популярный артист иного, по традиционной терминологии театра, амплуа.

Юрий Васильевич легко находит объяснение этому:

— Мастеру, искушенному в ролях одного плана, даже принесших ему успех, всегда хочется сыграть что-то другое, для него необыкновенное, попробовать себя в ином качестве. Порою в кино его «настигает» инерция амплуа, которой болеют многие кинорежиссеры, в театре своего артиста лучше знают, поэтому здесь и доверия больше. Меня всякий раз настораживает слово «типаж». Мне кажется, что оно как бы узаконивает непрофессионализм, дилетантизм нашей профессии. Ведь профессионализм как раз в том и состоит, что человек, то есть актер, способен к перевоплощениям. Значит ли это, что в каждой новой роли артист должен быть иным, делать то, что он не делал раньше? Не могу быть категоричным, так как знаю, как это трудно, да, наверное, и просто невозможно при длительной, интенсивной работе в искусстве. Ведь речь идет не о двух, трех или четырех различных характерах, а о непрерывной череде ролей, которые проигрывает в своей творческой жизни каждый профессионал. Но настаиваю на необходимости искать, каждый раз искать новое, не бояться отказываться от прежних удачных находок, пусть и принесших успех, не бояться тратить себя в искусстве, никогда не повторять путь, обретенный другими, — все это даст свои результаты, успешные результаты.

Я люблю свои комедии, благодарен замечательным режиссерам, с кем работал. Уж комедиографы знают, как трудно артисту в комедии, здесь надо не только понять характер персонажа, но и найти средства воплощения, точные и локальные, потому что этот жанр не терпит излишних подробностей. Комедия требует ярких и смелых решений, на грани алогизмов. А оправдать алогизм ох как непросто. Игровой клуб Vulkan Stars - игровые автоматы онлайн




                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

191023, г. Санкт-Петербург, Торговый пер., д.2а
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

f73e77ab2685ebae973614dac12d144a