 |
|
|
|
|
Текст #000243
Конечно же, духовная, этическая, эстетическая незрелость проистекает из недостаточной гражданской зрелости. А работа искусства есть неотъемлемая составная часть массово-политической, идеологической работы. Вот почему нет никаких сомнений в том, что массового зрителя надо воспитывать терпеливо и деликатно, последовательно и целеустремленно помогая ему в формировании высокого художественного вкуса, приобщая к подлинному киноискусству. Иными словами, сближение серьезного, проблемного кино и широкой аудитории должно быть — обязательно! — движением двусторонним. Тем более это справедливо по отношению к молодым зрителям, проблему которых затронула киевлянка — киномеханик С. Михайлюк. Прочертим еще один — дополнительный — аспект проблемы. «В том, что у следователя нет единомышленников, — пишет алма-атинский студент Е. Ахмаев, — я прочитываю особую горечь создателей ленты «Остановился поезд» — горечь, вызванную той трудностью, с которой Ермаков отстаивает общественно значимую Истину. И у меня возникает ощущение некоего сходства героя фильма с самими авторами: их объединяют движение к правде, творческая смелость». Что ж, с таким сближением авторов и их героя — в обоюдном стремлении к правде — можно согласиться. Только вот насчет отсутствия единомышленников — у Ермакова в картине их действительно нет. Но у Миндадзе и Абдрашитова, у их фильма?! Напротив, они завоевали множество соратников в общественном мнении. И письма читателей журнала — прямое тому свидетельство. Даже те, которые критикуют фильм и озабочены судьбой его проката. Это критика людей, заинтересованных в развитии проблемного кино! Но есть в рассуждениях Е. Ахмаева и некое, на наш взгляд, рациональное зернышко. Ермакову противостоят люди, которые напрочь не приемлют его активную, борцовскую позицию человека, добивающегося в обществе перемен к лучшему; фильм «Остановился поезд» не приемлет часть зрителей, та, которая не хочет сталкиваться в киноискусстве с жизненными проблемами и сложностями. Причины обоих явлений сродни одна другой: социальная аморфность части зрителей, нежелание критически подходить к явлениям жизни и активно действовать. И можно предположить, что тем, кто создал в Энске атмосферу враждебной пустоты вокруг Ермакова, пришелся бы ие по вкусу и фильм «Остановился поезд». В заключение еще раз подчеркнем главное, что следует извлечь из размышлений над нашей зрительской почтой. Решить проблему — то есть обеспечить серьезным, проблемным, остросоциальным лентам широкую аудиторию — возможно лишь одним-единственным, отнюдь не чудодейственным путем: комплексным. Акустическое оборудование для дома в Москве www.acousticonline.ru. Совершенствовать художественную форму таких лент, не идя на поводу у отсталой части зрителя, но понимая, что есть компромисс — и компромисс. Находить такие свойства формы, которые привлекли бы как можно больше зрительских интересов. На строго научных началах отладить работу по всестороннему эстетическому, в связи с этическим, воспитанию зрителя, начиная с дошкольного детсадовского возраста. Настроить, наконец, соответствующим образом систему работы кинопроката. Только так — и никак иначе.
И — последнее соображение. Думается, что письма наших читателей, которым посвящен этот обзор, помимо всех остальных своих функций, составили в определенной мере коллективный автопортрет нашего Зрителя. Конечно же, мы отдаем себе отчет в далеко не полной репрезентативности этого портрета — хотя бы потому, что в почте не представлен на один противник проблемного кино как такового. А подобных лиц в зрительском корпусе, как мы теперь знаем, более чем достаточно. И все-таки мы верим в этот коллективный автопортрет. Мы верим, что он с достаточным сходством отображает ту часть. Чита-теля-Зрителя, главную черту которой емко и точно определил наш киевский корреспондент В. Гордейчук: «Если я выражаю беспокойство по поводу прокатной судьбы подобных фильмов, то есть касаюсь проблем, находящихся вне моей профессиональной компетенции, то делаю это вот почему: считаю, что они — в нашей общей гражданской компетенции». Спасибо вам всем, товарищи корреспонденты, за вашу гражданскую компетентность! У нас нет никаких сомнений — благодаря ей мы с вами дойдем до сути всех кинематографических проблем...
|