Школы Компьютерные курсы Проекты

ОРТ в Санкт-Петербурге

     

Дневник художника фильма

В серии «Творческая лаборатория кинематографиста», выпускаемой издательством «Искусство», вслед за книгой «Время добрых надежд» Иннокентия Смоктуновского, рассказавшего о своем опыте работы в кино, книгами Валерия Фомина «Пересечение параллельных» и Натэлы Лордкипанидзе «Актер на репетиции», ведущих как бы репортаж со съемочных площадок сегодняшних киномастеров, вышел еще один томик: Давид Виницкий, «Из дневника художника-постановщика». Как ясно уже из названия, работа эта предлагает нам заглянуть за кулисы еще одной кинопрофессии — художника фильма.


Пожалуй, зрителям она наименее известна. Что делают другие, в общем, понятно: оператор снимает, актер играет, композитор пишет музыку, режиссер дирижирует всем многочисленным оркестром создателей фильма. А художник? Рисует эскизы декорации и костюмов? Ну, а если действие происходит в наши дни и герои одеты в самые обычные костюмы, тогда художнику вроде бы и делать нечего? Книга Виницкого неторопливо, на многочисленных примерах конкретной практики показывает, как велика в создании фильма роль художника. И не столь уж важно, снимается фильм в павильонной декорации, в реальных интерьерах, среди живой, неподгримированной природы, стараются ли создатели фильма строго следовать документальной реальности или отдаются безудержному полету фантазии — в любом случае художнику найдется достаточно работы.


Дело не в эскизах самих по себе, каковые ему полагается делать. Эскиз не самоцель. Это поиск образности будущего фильма. Это не только произведение живописи или графики, но область иного искусства. Виницкий называет его экранографией. Художник кино — особый род художнической профессии, это художник с кинематографическим мышлением, и конечный результат его работы не на холсте или листе картона, а на полотне экрана.


Работа Давида Виницкого в кинематографе начиналась под руководством таких выдающихся мастеров, как Сергей Эйзенштейн и Григорий Козинцев, позднее он встречался на съемочных площадках с Марком Донским. Михаилом Калатозовым, Сергеем Урусевским. Александром Зархи. Михаилом Швейцероли, Джузеппе Де Сантисом, Отакаром Ваврой. Опыт его богат, ему есть что рассказать своим читателям.


При этом те мастера, с которыми доводилось работать автору книги, как правило, люди с ярко выраженным, самобытным творческим почерком, непохожие друг на друга, идущие в искусстве своим путем. Способность художника-постановщика работать со столь разными соавторами — не свидетельство ли это всеядности, отсутствия собственного лица? Виницкий не обходит стороной и эту проблему. Сотрудничество с режиссером каждый раз складывается по-особому и подчас небесконфликтно. Случается, столкновение разных взглядов дает импульс неожиданным решениям, случается, что казавшийся очевидным для обоих путь уводит в сторону от главной цели, а бывает, проделав немалую часть работы, приходится и разойтись с режиссером: этого требуют, цитирую автора, «и собственная убежденность и уважение к убежденности режиссера».


Виницкий рассказывает в книге лишь о своей непосредственной практике — о двенадцати из более чем трех десятков фильмов, к которым он был причастен, и это, как он считает, не дает ему «оснований для подведения каких-либо итогов, для пространных выводов и обобщений».


В одной из глав Виницкий вспоминает старую пословицу: «Смотрят только глаза; видят глаза, ум и сердце». Наверное, эти слова можно было бы поставить эпиграфом к книге. Она утверждает профессию кинохудожника как одну из важнейших в процессе создания фильма, суть которой в раскрытии смысла произведения, в выражении точки зрения автора, его философии, его взгляда на мир. раскрытии средствами именно этой профессии — через изображение, через экранный образ. А путь к образу идет через совместные поиски режиссера, актера, оператора. доминатор https://slotsoft.xyz/dominator/ фонд грамотность




                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

191023, г. Санкт-Петербург, Торговый пер., д.2а
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

d06a63ce08115fcfc314b62e13467263